Освещение дорог, нормативы

Рекомендации по освещению проезжей части дорог

Освещение дорог является важной составляющей безопасности уличного движения. Правильно организованное дорожное освещение снижает риск аварий и опасных инцидентов на городской дороге или междугородной трассе. Поэтому при организации освещения дорог и автомагистралей важно строго соблюдать нормативы, требования и ГОСТы, касающиеся дорожного освещения и осветительных приборов.

Правильно организованная система освещения проезжей части дороги вносит большой вклад в обеспечение безопасности водителей, пассажиров и пешеходов.

Нормативы и рекомендации по освещению дорог в РФ

Нормативы РФ по освещению проезжей части дорог перечислены в документах СНиП и СанПин. Нормы освещенности и требования к консольным светильникам для дорожного освещения должны строго соблюдаться для снижения аварийности в российских городах и на междугородных автомагистралях.
Дороги, трассы и магистрали представляют собой объекты повышенной опасности из-за высокой скорости транспорта и непредсказуемого человеческого фактора. Поэтому соблюдение нормативов по освещению дорог помогает сохранить жизнь и здоровье людей.
На что следует обращать внимание при проектировании системы освещения дорог:

  • качество освещения проезжей части при отсутствии или недостатке солнечного света, в том числе в ночное и вечернее время;
  • обеспечение безопасности водителей, пассажиров дорожного транспорта и пешеходов;
  • правильный выбор светильников, дающих уровень освещенности, который позволяет водителям и пешеходам вовремя замечать объекты на дороге и на обочине дороги, а также держать под контролем ситуации в условиях повышенной опасности.


При выборе светильников для освещения дороги надо учитывать основные параметры:

  • требуемый уровень освещенности дороги исходя из нормативных документов;
  • соответствие дорожных светильников ГОСТу, используемому в РФ;
  • оптимальная мощность светового потока от источников излучения в дорожных светильниках.


При освещении дороги очень важно равномерное распределение света, отсутствие бликов на дороге и слепящего света. Свет от дорожного светильника, бьющий водителю в глаза, может временно ослепить его и привести к катастрофическим последствиям на дороге.


Приобрести качественные светодиодные магистральные светильники можно в нашей компании с бесплатной доставкой по России. Являясь официальным дилером, мы сможем предложить для вас самые выгодные условия.

Нормативы для освещения дорожного полотна

При проектировании системы освещения дороги и подсветки дорожного полотна следует опираться на нормы, прописанные в СНиП и СанПин. В СНиП указаны нормы освещенности для различных дорожных условий. Эти нормативы освещения обязательны
на всей территории РФ.

Нормативные требования и рекомендации по освещению дорог в РФ
При освещении дорожного полотна большое внимание уделяется горизонтальной освещенности дороги.
Среднее значение параметра горизонтальной освещенности дорог:


  • для трасс и магистралей районного значения — 6 лм/кв.м;
  • для городских дорог местного значения с переходным типом дорожного покрытия — 4 лм/кв.м;
  • для дорог с другими видами дорожного полотна — 2 лм/кв.м.


Данные нормативы освещения дорог учитывают качество дорожного покрытия, наличие неровностей и погрешностей дорожного полотна.


Рекомендации по освещению дорог с учетом объективных факторов


Особенности строения органов зрения человека также учитывались при составлении требований к освещению дорог в РФ.
Глаза человека адаптированы к ночному зрению при свете звезд. Это соответствует уровню освещенности 0.1 лк. Однако для безопасности дорожного движения в темное время суток необходим уровень освещенности 2 лк. Искусственное освещение дороги должно обеспечить хорошую видимость дороги. При этом водители не должны испытывать перенапряжение органов зрения и усталости, вызванной недостаточным освещением.
Для комфортного освещения дороги дорожные светильники должны соответствовать нормативным требованиям:


  • обеспечивать равномерный световой поток;
  • свет должен быть направлен на дорогу, а не вверх или в сторону от дороги;
  • светильники должны освещать обочину дороги для безопасности пешеходов;
  • водитель должен видеть не только полосу дороги, по которой от движется, но и другие полосы;
  • свет от дорожных светильников не должен мерцать и слепить глаза пешеходов и водителей.



Для правильной организации дорожного освещения надо не только подобрать светильники, соответствующие ГОСТу, но и установить их на расстоянии друг от друга, указанном в нормативных документах по освещению дорог.
Число дорожных светильников, их расположение на дороге и расстояние между соседними светильниками — все эти факторы определяются параметрами:


  • качество и ширина полотна дороги;
  • назначение и тип дороги;
  • месторасположение дороги.



Диапазон мощности дорожных светильников в соответствии с нормативными требованиями и рекомендациями по освещению дорог:


  • для широких магистралей — от 250 до 400 Вт;
  • для дорог второстепенного значения — от 70 до 250 Вт.


Нормативные требования к светильникам для освещения дорог и магистралей


Требования к дорожным светильникам перечислены в нормативных документах. Основные требования к светильникам для освещения дороги:


  • простота обслуживания;
  • устойчивость к погодным факторам: дождю, низкой и высокой температуре, порывам ветра;
  • влаго и пылезащищенность;
  • антивандальная защита;
  • экономия электроэнергии без ущерба для светового потока;
  • длительность срока службы светильников и источников света.



Для освещения дорог в РФ используются галогеновые, люминесцентные и светодиодные светильники. Светодиодные светильники для освещения дорог являются оптимальным выбором по совокупности факторов. Такие особенности светодиодных светильников как экономичность, экологическая безопасность и длительный срок службы источников света выводят светодиодные дорожные светильники на первый план и позволяют рекомендовать их в первую очередь для освещения дорог, трасс и магистралей.

Нормативные требования к освещению дорог


Соблюдение нормативных требований и рекомендаций по освещению дорог ведет к снижению аварийности на территории РФ и сохранению здоровья и жизни граждан.